Как создать эффективную систему управления персоналом с 0?
Как создать эффективную систему управления персоналом с 0?
1 Признать, что проблемы действительно есть.
2 Понять: В чем причина проблем с персоналом?
3 Оценить корпоративную культуру и разработать стратегию.
4 Настроить систему управления персоналом в 10 шагов.
1 Признать, что проблемы в управлении персоналом действительно есть
Первой ошибкой руководителя является убеждение в том, что реальных проблем нет и «временные» трудности можно списать на внешние обстоятельства рынка и человеческий фактор («жесткие рыночные условия…», «хороших специалистов не найти…», «мотивации не хватает…»).
Истинные проблемы внутри компании можно услышать и увидеть. Для этого, можно провести:
— Оценка удовлетворенности персонала (анкетирование, собеседование, оценка уровня лояльности). Для честных результатов необходимы смелость руководителя, высокий уровень доверия или анонимность на первоначальном этапе. Неграмотное проведение мероприятий по оценке подрывает доверие ко всем последующим попыткам узнать честное мнение.
— Анкетирование и опрос при увольнении (результаты могут стать неожиданным откровением). По сути, работник уходит от руководителя, а причины бывают разные.
2 Понять: В чем причина проблем с персоналом?
Зачастую причины проблем лежат намного глубже, а последствия выступают на поверхность в виде незначительных сбоев в работе и снижении энтузиазма. Но если сбои в работе повторяются и влияют на финансовые результаты, значит, ошибка была системной.
Управление персоналом — это только часть корпоративной системы управления, поэтому напрямую от нее зависит.
Главная причина всех проблем с персоналом — это отсутствие полной картины бизнеса, т.е. желание зацепиться за отдельно взятую проблему и начинать решать всеми возможными способами. Самый быстрый способ — залатать проблемную зону (оптимизация кадров, новое оборудование, автоматизация бизнеса и KPI, новая программа мотивации и т.д.). При существующих проблемах вероятность получения результатов незначительна, а эффект кратковременный. Это происходит от нежелания копаться в причинах и признавать свои ошибки в управлении.
Например, руководитель видит, что сотрудники не выполняют план и первым делом вспоминает о мотивации или ищет способы усилить контроль. При этом в компании может быть цепочка взаимосвязанных управленческих ошибок. А гугл предлагает рецепты по отдельным вопросам, без учета особенностей и полной картины конкретного бизнеса.
Важно докопаться до истинных причин, задавать правильные открытые вопросы. Воспользуйтесь методом «5 почему», читайте статью «Почему проблемы повторяются? Метод «5 почему» (для перехода нажмите на название статьи)
3 Оценить корпоративную культуру и разработать стратегию
Все элементы системы управления персоналом (планирование, найм, адаптация, обучение, развитие, мотивация, оценка, увольнение) должны быть в гармонии между собой и корпоративной системой управления компании в целом. Для этого существует системный подход, когда каждый отдельный элемент воспринимается как часть целого организма.
Есть два ключевых момента, от которых зависит результат:
- КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА (какая-то у Вас уже сложилась)
- СТРАТЕГИЯ (в одно предложение, не считается)
Без должного внимания к корпоративной культуре и без разработки стратегии компании все попытки навести порядок в управлении персоналом обречены.
Корпоративная культура — это совокупность принципов и моделей поведения, привычек и традиций людей в компании. Именно люди добавляют жизни и красок. Можно разработать «красивые» механизмы и инструменты управления персоналом (систему), но если культура эти изменения не примет, результата не ждите. То, что красиво на бумаге, на практике приобретает свою форму, не похожую ни на одну другую. Именно поэтому многие проекты проваливаются, несмотря на технологичность и перспективные планы. То, что компания пытается транслировать на рынке, должно исходить из внутренней культуры/людей и соответствовать выбранной стратегии. Культура, как почва, чем она экологичнее и благороднее, тем больше урожай.
Процессы управления персоналом, как и все прочие, должны начинаться с планирования. При отсутствии стратегии и четкого плана ее реализации вся деятельность по совершенствованию системы управления персоналом теряет смысл. Разработайте стратегию компании, в том числе стратегию в области управления персоналом.
Подробнее о разработке стратегии читайте в статьях: «Стратегия развития компании», «Стратегический менеджмент по Котлеру» (для перехода нажмите на название статьи)
4 Настроить систему управления персоналом в 10 шагов
Предлагаю настроить элементы системы управления персоналом и их взаимодействие (от найма до увольнения). Чтобы выполнить большую работу, разбиваем ее на этапы-шаги.
Основных шагов будет 10, работы и конкретных мероприятий на каждом шагу гораздо больше.
10 шагов по настройке системы управления персоналом:
1 Аудит
2 Планирование
3 Корпоративная культура
4 Критерии результативности
5 Стандарты и регламенты
6 Найм и адаптация
7 Обучение и развитие
8 Оценка персонала
9 Мотивация и эффективность
10 Увольнение
Чтобы добиться реальных положительных результатов, предложенные ниже мероприятия по каждому шагу надо проводить в рамках проекта. То есть определить заранее цели и сроки, четкий план работы и ответственных, точки контроля и возможные риски. Каждый шаг сопровождайте записями для сохранения вашей интеллектуальной собственности и свидетельств истории развития (документы, чек-листы, фото, видео, анкеты, программы и т.д.)
По завершении проекта работа с персоналом не заканчивается, а ПРОДОЛЖАЕТСЯ В ПОСТОЯННОМ РЕЖИМЕ на новом уровне, как и деятельность компании. Ведь совершенствование системы процесс постоянный. Результаты и отдача от каждого улучшения будет заряжать весь коллектив на дальнейшую работу.
По всем вопросам пишите, звоните. Будем рады помочь и просто пообщаться.
тел. +7 7142 56 87 29, +7 705 3288106
shkolarost@gmail.com