Стратегия развития компании
Если вы хотите разработать стратегию компании, начать надо будет со сбора и анализа всей необходимой информации. SWOT – анализ – это основа поиска стратегии. Вся собранная вами информация делится на 4 категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Сильные и слабые стороны – это анализ внутренней среды компании, а возможности и угрозы – внешней. Помните о том, SWOT – анализ –это всего лишь описание состояния вашей компании. По отношению всего описанного нужно будет принимать меры.
Преимущества SWOT анализа заключаются в том, что он позволяет достаточно просто, в правильном разрезе взглянуть на положение компании, товара или услуги в отрасли, и поэтому является наиболее популярным инструментом в управлении рисками и принятии управленческих решений.
Результатом проведения SWOT анализа предприятия является план действий с указанием сроков выполнения, приоритетности выполнения и необходимых ресурсов на реализацию.
Рекомендуется проводить SWOT анализ минимум 1 раз в год в рамках стратегического планирования и при формировании бюджетов.
Каким я хочу видеть свой бизнес?
Система целеполагания состоит из миссии, стратегических намерений, стратегических целей и стратегических проектов.
При создании миссии ответьте на вопросы:
- В чем состоит высшая цель компании?
- В чем смысл существования компании?
- Каким образом продукция или услуга компании улучшают жизнь клиентов?
- В глазах наших клиентов чем мы отличаемся от конкурентов?
С помощью ясно сформулированной миссии сотрудникам компании будет гораздо проще сплотиться для достижения общих целей. Да и процесс привлечения в компанию самых подходящих для нее специалистов значительно облегчится. В компанию станут приходить специалисты, ценности которых будут соответствовать миссии компании.
Формулировка миссии должна пониматься всеми однозначно и легко запоминаться, включая клиентов.
Видение — будущее компании. Видение связано с определенным горизонтом, 3-5 лет или больше (как сами решите), описание желаемого результата. Видение должно вдохновлять сотрудников на активную работу. При формировании видения, начните с ценностей, они зададут вектор движения, т.к. являются фундаментом компании. Формирование видения – задача лидера.
Стратегические цели фиксируют видение и определяют путь движения компании на долгосрочном горизонте, являясь маяком для оперативного планирования и постановки целей для подразделений компании.
На практике почти не встречаются компании с четко определенными стратегическими целями. Встречаются иногда просто провозглашенные цели без увязки с миссией и видением. Цели эти так и остаются просто лозунгами.
Все изменения, определенные после выявления стратегических ограничений, воплощаются через стратегические проекты. У нас в стране проблема – не умеют управлять проектами. Надо учиться!
Система целеполагания состоит из показателей и целей стратегических и оперативных, целей и показателей деятельности специалистов.
Оперативный компонент системы целеполагания формируется на год, включает финансово-экономические показатели, показатели бизнес-процессов и показатели деятельности компании на рынке. Оперативный уровень планирования должен ориентироваться на стратегические цели. На практике, к сожалению, этого не происходит, поэтому происходит борьба за выживание.
Все это сказывается на мотивации персонала, не обеспечивает согласованности подразделений (плохое взаимодействие) и происходит перекладывание вины друг на друга. Не создается созидательная и благоприятная атмосфера в компании.
Без системы целеполагания, компания работает нестабильно в режиме бесконечного «тушения пожаров». Без системы целеполагания вы не определитесь ни с организационной структурой, ни с бизнес-процессами, ни с корпоративной культурой.
Стратегия – это план действий и, если вы строите свой бизнес всерьез и надолго, это просто необходимо, иначе вы будете влачить жалкое существование и еле сводить концы с концами.
Стратегия совершенно необходима в любом серьезном начинании, так как под ней подразумевается наличие плана действий, нацеленного на реализацию определенных целей и достижение успеха. Это должен понимать каждый, кто рассчитывает осуществить свои планы.
Хорошая стратегия подразумевает умение честно и открыто признать трудности и проблемы, с которыми сталкиваетесь, и выработать конкретные методы их преодоления. И чем серьезнее проблема, тем эффективнее и четче хорошая стратегия фокусирует и координирует усилия и ресурсы организации с целью нанесения мощного удара по конкурентам или ради обеспечения любого другого нужного результата.
Любая хорошая стратегия (по Ричарду Румельту) состоит из: диагностики настоящего положения дел в компании (не только определение проблем, но и причины), направляющей политики — общий подход, выбранный для преодоления препятствий, выявленных в процессе диагностики, согласованных мер, необходимых для реализации направляющей политики.
Многие руководители, приняв направляющую политику за стратегию, на этом останавливаются. И совершают большую ошибку. Хорошая стратегия предполагает действие, а ее ядро непременно включает в себя конкретные меры.
Термин «стратегический» предусматривает согласованную реакцию на выявленную важную проблему. В отличие от отдельных средств или целей, стратегия представляет собой набор
последовательных аналитических мероприятий, концепций, методик, аргументов и действий, призванных найти такое решение проблемы, которое позволит серьезно повлиять на ситуацию и исправить ее.
Любая эффективная стратегия предусматривает наличие скоординированных мер, рабочих методик и ресурсов, которые направляются на достижение конкретного результата.
Если компания преследует противоречивые цели или вообще их не имеет, то выделение ресурсов на задачи, не связанные с главной целью, и на удовлетворение не согласующихся друг с другом интересов – ведет к потере ресурсов, нецелевому использованию средств.
Хорошая стратегия позволяет определить новые источники скрытых сил и слабые стороны — ограничения.
Как анализировать ограничения (проблемы)? Лучше всего проведением «Мозгового штурма» с привлечением всех главных специалистов и начальников подразделений. Честно описывая ограничения, они поймут, что изменения необходимы в компании и активно включатся в работу по разработке и внедрению.
По всем вопросам пишите, звоните. Будем рады помочь и просто пообщаться.
тел. +7 7142 56 87 29, +7 777 3301408
shkolarost@gmail.com